БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ

Средняя общеобразовательная школа

Значение слова "Средняя общеобразовательная школа" в Большой Советской Энциклопедии

Средняя общеобразовательная школа, учебно-воспитательное учреждение, имеющее целью дать учащимся систематизированные знания основ наук, а также соответствующие умения и навыки, которые необходимы для получения в дальнейшем профессиональной подготовки и высшего образования.

Общее среднее образование начало оформляться в средние века (монастырская, или соборная, школа «семи свободных искусств», дававшая образование в объёме тривиума и квадривиума). С возникновением в 12—13 вв. университетов функции Средняя общеобразовательная школа выполнял также факультет искусств (или артистический), который готовил для продолжения образования на основных факультетах. Как самостоятельный тип учебного заведения Средняя общеобразовательная школа начала складываться лишь в 16 в. в виде гимназии (первая в 1538 в Страсбурге основана педагогом-гуманистом И. Штурмом). Под влиянием традиций эпохи Возрождения основными предметами в гимназиях были латинский и греческий языки. Однако, в отличие от гуманистических школ предшествующей эпохи, где эти языки изучались как средство овладения культурным наследием античного мира, для первых гимназий характерно увлечение формальной стороной изучения древних языков. Гимназия Штурма была типичной школой классического образования и определила характер развития Средняя общеобразовательная школа на несколько столетий. В разных странах Средняя общеобразовательная школа получили различные названия — гимназии, колледжи, коллежи, лицеи, грамматические школы и др. Существенные изменения характере Средняя общеобразовательная школа классического типа произошли во 2-й половине 18 в. под влияние идей неогуманизма, получивших распространение в странах Западной Европы, особенно в Германии. С этого времени передовые педагоги основной задачей общеобразовательной школы стали считать развитие у учащихся самостоятельного мышления, эстетических вкусов, формирование мировоззрения и нравственных идеалов в соответствии с интересами буржуазного государства. В учебных планах гимназий и аналогичных им Средняя общеобразовательная школа значительное место занимала математика, которая наряду с грамматикой древних языков рассматривалась как важное средство развития логического мышления и дисциплины ума, в учебные планы включали также родной язык, историю, географию, элементы наук о природе. Средняя общеобразовательная школа рассматривалась как подготовительная ступень к получению университетского образования. Её характер и функции сохранились без значительных изменений до конца 19 в. Средняя общеобразовательная школа такого типа существуют и ныне в системах народного образования многих стран (Бельгия, Бразилия, Великобритания, Италия, Франция, ФРГ и др.).

Развитие капитализма выдвинуло перед школой задачу подготовки молодёжи к участию в различных сферах производства и науки, что потребовало коренного пересмотра и концепции общего среднего образования. Демократически настроенные мыслители и педагоги уже с эпохи Возрождения выступали против засилья в школах древних языков и выдвигали идею реального образования (Т. Мор, Ф. Рабле, Дж. Беллерс, Я. А. Коменский и др.). С их точки зрения, главное место в содержании общего образования должны были занимать предметы, дающие учащихся практически полезные знания и умения, — родной и живые иностранные языки, естественные науки, ремёсла. Одна из первых реальных Средняя общеобразовательная школа в Европе — школа, открытая в 1747 в Берлине И. Хеккером (однако она была в значительной степени профессионализирована и для подготовки к университету имела специальное отделение). Подобные Средняя общеобразовательная школа во 2-й половине 18 в. появились в разных странах (в США они создавались по инициативе Б. Франклина и получили название академий). Дальнейший шаги совершенствовании Средняя общеобразовательная школа сделали немецкие педагоги-филантрописты И. Б. Базедов, Х. Г. Зальцман, Б. Блашеидр., открывшие для детей состоятельных родителей ряд школ интернатного типа («филантропии»), в учебном плане которых большое место отводилось реальным предметам и различным видам труда (чтобы воспитанники могли поступать в университет, преподавались и древние языки).

К концу 19 в. борьба двух концепций общего образования завершилась тем, что в системах народного образования большинства стран стали параллельно существовать Средняя общеобразовательная школа двух видов: классические (типа гимназии) и реальные. Последние в течение длительного времени не считались полноценными Средняя общеобразовательная школа: выпускники могли поступать лишь в специализированные высшие учебные заведения, а в университет только на естественно-математические факультеты.

В России первыми школами повышенного типа были возникшие во 2-й половине 17 в. греко-латинские школы, в которых обучали церковно-славянскому, греч. и лат. языкам, философии, риторике. В 1701 в Москве открылась первая повышенная школа реального типа — школа математических и навигацких наук (однако она не была, в строгом смысле слова, общеобразовательной — в ней преподавались специальные дисциплины, связанные с морским, военным, горным делом и др.). Первой собственно Средняя общеобразовательная школа принято считать открытую в 1726 при Академии наук в Петербурге Академическую гимназию, целью которой была подготовка молодёжи к поступлению в Академический университет. Развитие Средняя общеобразовательная школа началось с 1804, когда был принят устав учебных заведений, подведомственных университетам, внёсший единообразие в систему народного образования. Учебный план 4-летней гимназии, готовившей к поступлению в университет, отличался энциклопедичностью и многопредметностью, содержал, кроме языков, философию, политэкономию, различные курсы математики, физику, естествознание, технологию и др. предметы. Положительными чертами гимназий были всесословность, значительное внимание к реальным предметам. После принятия в 1828 нового школьного устава гимназии превратились в Средняя общеобразовательная школа для привилегированных сословий, по характеру дававшегося образования они стали гуманитарными с ярко выраженным классическим уклоном.

В 60-е гг. 19 в. развернулась борьба прогрессивной общественности за демократизацию школы, за приближение её к жизни. По «Уставу гимназий и прогимназий» (1864) наряду с классическими были созданы т. н. реальные гимназии, где вместо древних языков в значительном объёме преподавалось естествознание. Однако гимназии этого типа не считались полноценными Средняя общеобразовательная школа: их выпускники могли поступать лишь в высшие технические учебные заведения. С усилением реакции школьный устав в 1871 был пересмотрен и единственным типом Средняя общеобразовательная школа признана классическая гимназия. Потребности промышленности и торговли вынудили правительство сохранить и реальную ветвь среднего образования, узаконенную уставом 1872, — реальные училища с 6—7-летним сроком обучения и профессионализацией в старших классах. В 1888 профессионализация была устранена и выпускники реальных училищ получили право поступать в высшие технические и с.-х. учебные заведения, а сдавшие дополнительно экзамен по латинскому языку — и на физико-математические и медицинские факультеты университетов. В 1896 в качестве Средняя общеобразовательная школа узаконены коммерческие училища с 7—8-летним сроком обучения, в старших классах которых преподавались и специальные предметы (товароведение, бухгалтерия, технология и др.), выпускники могли поступать в высшие коммерческие и технические учебные заведения. В начале 20 в. под давлением требований передовой общественности в гимназиях было несколько ослаблено классическое направление и усилено преподавание предметов естественно-математического цикла. До 1917 существовало две разновидности Средняя общеобразовательная школа: классические гимназии и реальные (в т. ч. коммерческие) училища. Общее среднее образование давали также сословные учебные заведения типа кадетских корпусов и институтов благородных девиц. Характерной особенностью дореволюционной Средняя общеобразовательная школа был её отрыв от начальной школы: в среднюю школу детей принимали по экзамену. Обучение в Средняя общеобразовательная школа было раздельным, т. е. существовали мужские и женские Средняя общеобразовательная школа

В СССР принципиальной основой развития Средняя общеобразовательная школа стало ленинское положение о необходимости связи её с жизнью, с политикой государства и отделении школы от церкви. В 1917—18 были приняты меры для создания стройной системы народного образования, обеспечившие унификацию Средняя общеобразовательная школа и её связь с др. ступенями образования. Средняя общеобразовательная школа стала орудием коммунистического воспитания и просвещения народа, проводником идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся. Коренные преобразования школьного дела отражены в «Положении о единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» и «Основных принципах единой трудовой школы» (1918). В противоположность прежней сословно-классовой школе создавалась единая для всех слоев населения трудовая школа, разделённая на две ступени: 1-я — с 5-летним, позднее 4-летним сроком обучения для детей 8—13 лет, 2-я — с 4-летним, позднее 5-летним сроком обучения для детей 13—17 лет. Работа школы строилась на основе принципов связи с жизнью, национального и полового равноправия, обучения на родном языке. Из учебных планов были исключены древние языки и религия, введено изучение общественно-политических дисциплин, усилено преподавание наук о природе, стала претворяться в жизнь марксистско-ленинская идея политехнического образования и соединения обучения с участием школьников в общественно полезном труде.

Чтобы открыть доступ в высшую школу рабочим и крестьянам, не имевшим до революции возможности окончить Средняя общеобразовательная школа, в 1919 созданы рабочие факультеты. В середине 20-х гг. в структуру Средняя общеобразовательная школа внесены некоторые изменения: в городах и рабочих посёлках созданы фабрично-заводские семилетки (ФЗС), где была сделана попытка осуществить знакомство учащихся с трудовыми процессами на базе производства; в сельской местности организованы школы крестьянской молодёжи (ШКМ), где общее образование дополнялось ознакомлением учащихся с теорией и практикой сельского хозяйства. После окончания ФЗС и ШКМ учащиеся поступали в 8-е классы школы-десятилетки или в средние специальные учебные заведения.

Постановлениями «О начальной и средней школе» (5 сентября 1931) и «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (25 августа 1932) ЦК ВКП (б) выдвинул задачу составления новых программ по каждому предмету и укрепления классно-урочной системы обучения. Эти и последующие постановления ЦК ВКП (б) — об учебниках, о работе пионерской организации, о преподавании гражданской истории, географии и др. — сыграли важную роль в повышении качества учебно-воспитательного процесса и укреплении авторитета учителя.

Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» (15 мая 1934) Средняя общеобразовательная школа была унифицирована: стала 10-летней с разделением на начальную (4 года), неполную среднюю (7 лет) и среднюю (10 лет). В годы Великой Отечественной войны 1941—45 возникли новые типы Средняя общеобразовательная школашколы рабочей молодёжи и школы сельской молодёжи, а также суворовские училища и нахимовские училища.

В 1958 законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» неполная средняя школа стала 8-летней, а полная средняя — 11-летней. Было усилено трудовое обучение, в старших классах введена профессиональная подготовка. В 1964 восстановлен 10-летний срок обучения. Производственное обучение было сохранено лишь в Средняя общеобразовательная школа, имеющих соответствующую материальную базу (1966). В 60-е гг. получили развитие Средняя общеобразовательная школа с усиленным изучением предмета — иностранного языка, математики, физики, химии, биологии и др.

Современная 10-летняя Средняя общеобразовательная школа является единой трудовой политехнической. В районах, где обучение ведётся не на рус. языке, с разрешения Совета Министров СССР может быть установлен 11-летний срок обучения. Средняя общеобразовательная школа условно подразделяется на три ступени: начальную — 1—3-й классы, неполную среднюю (4—8-е классы) и собственно среднюю школу — 9—10-е (11-е) классы. В зависимости от местных условий могут создаваться отдельно начальные и 8-летние школы. Для работающей молодёжи существуют вечерние (сменные) и заочные Средняя общеобразовательная школа (см. Вечернее образование; Заочное образование). Для детей с дефектами физического и умственного развития существуют Средняя общеобразовательная школа интернатного типа.

Генеральная перспектива дальнейшего совершенствования советской Средняя общеобразовательная школа определена Программой КПСС. Одной из задач является осуществление всеобщего среднего образования для всех детей школьного возраста.

В 1974 95% учащихся от числа поступивших в 1966 в 1-й класс своевременно закончили 8-летнюю школу, около 93% из них охвачены различными формами среднего образования. Это означает, что в основном завершен переход к всеобщему среднему образованию. Размах среднего образования повлек за собой изменения в сети и структуре общеобразовательных школ всех видов: число их сократилось за счёт значительного увеличения числа Средняя общеобразовательная школа (50 тыс. из всех 152,4 тыс. школ). В 1974 86,4% детей в городах и 62.3% в сельской местности обучалось в Средняя общеобразовательная школа, на долю начальных школ приходилось 0,8% в городах и 4,9% в сельской местности.

Главные задачи советской Средняя общеобразовательная школа: дать учащимся среднее образование, отвечающее требованиям общественного и научно-технического прогресса, вооружить глубокими и прочными знаниями основ науки и умениями самостоятельно пополнять их; способствовать формированию марксистско-ленинского мировоззрения, всестороннему гармоническому развитию. Средняя общеобразовательная школа связывает учебно-воспитательную работу с практикой коммунистического строительства и осуществляет нравственное воспитание учащихся в духе требований морального кодекса строителя коммунизма, их трудовое обучение и подготовку к жизни, сознательному выбору профессии. Согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» (10 ноября 1966) министерство просвещения СССР и министерства просвещения (народного образования) союзных республик совершенствуют содержание образования в средней школе в соответствии с требованиями развития науки, техники и культуры, устанавливают более рациональное распределение учебного материала по годам обучения, освобождают программы и учебники от излишней детализации и второстепенного материала. Для углубления знаний, а также развития разносторонних интересов и способностей учащихся введены с 7-го класса факультативные занятия.

Работа по модернизации содержания среднего образования завершена к концу 60-х гг. комиссией АН СССР и АПН СССР. Новый учебный план в основном сохраняет сложившееся в практике работы школы соотношение учебного времени на гуманитарное (42,4%) и естественно-математическое (38,4%) образование. На занятия музыкой и изобразительным искусством отводится 4,8% учебного времени, на физкультуру — 7,2%, на трудовую и политехническую подготовку — 7,2% уч. времени. При этом имеется в виду более широкое развитие различных форм внеурочной и внешкольной работы. В каждом учебном предмете отражены основные тенденции развития современной науки, доступные для усвоения учащихся.

Линейно-ступенчатое (вместо концентрического) построение учебных программ обеспечивает новизну содержания образования на каждой ступени и открывает возможности для основательного изучения каждого предмета. Новые программы значительно повышают научно-теоретический уровень образования на протяжении всего обучения. Длительная опытно-экспериментальная работа показала, что начальное обучение может успешно проводиться на уровне повышенной трудности и более высокими темпами. Новые программы позволили добиться определённых успехов в развитии детей, обеспечить более полное раскрытие их духовных сил и выработку твёрдых навыков письма, счёта и чтения. Сокращение срока начального обучения с 4 до 3 лет увеличило время на изучение систематических курсов основ наук, которое начинается с 4-го класса. Созданы более прочные связи между учебным материалом младших, средних и старших классов.

Осуществляя всестороннее, гармоническое развитие личности, советская Средняя общеобразовательная школа организует учебно-воспитательный процесс на основе активной практической деятельности учащихся, включения их в различные виды общественно полезного труда. Коммунистическое воспитание проводится в единстве с деятельностью Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина и Всесоюзным Ленинским коммунистическим союзом молодёжи, которые объединяют 35 млн. школьников. Средняя общеобразовательная школа поддерживает тесную связь с внешкольными учреждениями. Ежегодно для Средняя общеобразовательная школа издаётся около 300 млн. учебников на 47 языках народов СССР. Учителей готовят свыше 400 педагогических училищ и 200 педагогических институтов (см. Педагогическое образование). О Средняя общеобразовательная школа в СССР см. соответствующие разделы в статьях о союзных и автономных республиках, краях, областях и крупнейших городах СССР, а также в 24-м томе БСЭ, книге II — «СССР».

В др. социалистических странах Средняя общеобразовательная школа имеет две ступени: обязательная основная школа с различными сроками обучения (например, в НРБ, ВНР, ПНР, СФРЮ — 8 лет, ЧССР — 9 лет, ГДР и СРР — 10 лет) и собственно средняя школа с 2—4-летним сроком обучения, носящая разные названия (гимназия в ВНР, СФРЮ, ЧССР, лицей в ПНР и СРР, расширенная средняя школа в ГДР, полная средняя школа в МНР). В большинстве стран собственно Средняя общеобразовательная школа функционируют как самостоятельные учебные заведения и часто имеют внутри дифференциацию (в ЧССР, СРР, СФРЮ выделяются гуманитарное и естественно-математическое отделения, в ГДР — естественно-математическое, современных и классических языков). В ряде случаев дифференциация осуществляется путём введения в учебных план факультативных и альтернативных дисциплин.

Большое внимание уделяется практическим работам учащихся, вводятся специальные предметы, знакомящие с основами современного производства, его экономикой, организацией, с важнейшими отраслями, проводится производственная практика. Основная тенденция в развитии Средняя общеобразовательная школа — повышение научного уровня образования, его расширение, усиление политехнической направленности и связи с жизнью.

В капиталистических странах существуют гуманитарные и реальные Средняя общеобразовательная школа (гимназия, лицей, грамматическая школа). Часто в школе имеется несколько отделений, где даётся углублённая подготовка в области одного или нескольких учебных предметов; существуют Средняя общеобразовательная школа (или их отделения) с практической направленностью, фактически не обеспечивающие достаточной подготовки для получения дальнейшего образования (современная средняя школа в Великобритании, т. н. общее и практическое отделения средней школы в США и др.). В большинстве стран Средняя общеобразовательная школа не имеют органической связи с начальной школой и являются самостоятельными учебными заведениями (обычно раздельно для мальчиков и девочек). Имеется значительное число частных школ. О Средняя общеобразовательная школа в отдельных странах см. раздел Просвещение (Народное образование) в соответствующих статьях (например, Великобритания, Венгрия).

См. также статьи Народное образование, Всеобщее обучение, Начальная школа, Восьмилетняя школа, Школа.

Типовой учебный план средней общеобразовательной школы СССР

 

Число часов по классам

Всего недельных часов

Предметы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

по данному плану 1976

по плану 1959

Русский язык

Литература

Математика

История

Обществоведение

Природоведение

География

Биология

Физика

Астрономия

12



6















10



6





2









10



6





2









6

2

6

2



2









6

2

6

2





2

2





3

2

6

2





3

2

2



3

2

6

2





2

2

2



2

3

6

3





2

2

3



2/0

4

5

4

2



2

—0/2

4



3

5

3







2

5

1

53

18

58

18

2

6

11

11

16

1

57

19

59

20

2

2

12

11

17

1

Черчение

Химия

Иностранный язык

Изобразительное искусство

Пение и музыка

Физическая культура

Трудовое обучение







1

1

2

2







1

1

2

2







1

1

2

2







1

1

2

2





4

1

1

2

2

1



3

1

1

2

2

1

2

3



1

2

2

1

2

2





2

2



3

2





2

2



3

2





2

2

3

10

16

6

7

20

20

4

11

20

7

8

22

58

 

Лит.:
Ленин В. И., О воспитании и образовании, [М., 1970];
Крупская Н. К., Педагогические сочинения, т. 1—10, М., 1957—61;
Луначарский А. В., О народном образовании, М., 1958;
Народное образование в СССР. Сб. документов, 1917—1973 гг., М., 1974;
Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет, М., 1948;
Королев ф. ф., Очерки по истории советской школы и педагогики, 1917—1920, М., 1958;
Королёв Ф. Ф., Корнейчик Т. Д., Равкин З. И., Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921—1931, М., 1961;
Ганелин Ш. И., Очерки по истории средней школы в России 2-й пол. XIX в., 2 изд., М., 1954:
Смирнов В. З., Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX в., М., 1954;
Народное образование в СССР, 1917—1967. Под ред. М. А. Прокофьева [и др.], М., 1967:
Прокофьев М. А., Советская общеобразовательная школа на современном этапе, М., 1975;
Кондаков М. И., Новое содержание образования и совершенствование учебного процесса, М., 1974;
World survey of education. III. Secondary Education, UNESCO, [P., 1961];
King Е. J., Other schools and ours, N. Y., [1958]: Einheitlichkeit und Differenzierung im Bildungswesen, B., 1971.

  М. И. Кондаков, А. И. Пискунов.